Карданы Вейса и Рзеппа основаны на принципе деления угла, составляемого валами, биссекторной плоскостью, в которой расположены точки контакта деталей, передающих усилие от одного вала другому.
Кардан Вейса.
Валы заканчиваются вилками, в каждой из которых во взаимно-перпендикулярных плоскостях сделаны четыре канавки.
В каждой канавке между вилками расположено по одному шарику. В передаче усилия в соответствующем направлении участвуют только два шарика. Центры канавок радиуса R смещены относительно центра кардана О на величину а.
Траектория движения шариков представляет собой окружность. Так как даже небольшое осевое смещение одной вилки относительно другой вызывает резкое изменение траектории движения шариков, то вилки кардана должны быть зафиксированы одна относительно другой от осевого перемещения. Это достигается установкой центрального шарика, сидящего на оси. Кардан может работать при углах между валами до 40°.
В первоначальной конструкции кардан Вейса выполнялся с прямолинейными канавками и допускал угол отклонения валов до 20°.
Оба вала должны быть установлены в подшипниках, способных воспринимать радиальные и осевые усилия. При установке валов на подшипниках скольжения (втулках) средний шарик можно нагружать некоторым осевым усилием.
Осевые усилия сравнительно большой величины воспринимаются буртиками вилок.
В производстве эти карданы более сложны, чем сухарные карданы Тракта и требуют специального оборудования.
Кардан собирается с предварительным натягом, который зависит от типоразмера кардана. Для получения предварительного натяга, контролируемого моментом, потребным для поворота одного кулака относительно другого, шарики по диаметру разбивают на несколько групп и подбирают в соответствии с размерами вилок.
Карданы Рзеппа. Карданы изготовляют двух типов: дискового и колоколообразного. Имея взаимозаменяемые внутренние детали,
карданы отличаются формой наружной обоймы и устройством уплотнения.
Хорошая центровка деталей кардана дает возможность применять их для трансмиссий, в которых недопустимо возникнове ние вибраций.
В первых конструкциях дисковых карданов канавки для шариков делались концентричными, но наличие сепаратора не позволяло шарикам перемещаться независимо один от другого.
В настоящее время канавки делаются не с одним, а с двумя симметрично расположенными центрами. В результате этого канавки сходятся к одной стороне кардана, устанавливая шарики с помощью только сепаратора в положение, обеспечивающее синхронность.
|