Муфты приводов. Одним из основных элементов систем управления
в механических и гидромеханических приводах являются фрикционные муфты, гидромуфты, а также гидротрансформаторы. Муфты часто
выполняют и роль устройств, предохраняющих двигатель от перегрузок.
В зависимости от типа рабочих элементов фрикционные муфты
разделяют на конусные , ленточные , колодочные ,
дисковые; шинно-пневмокамерные . По условиям работы различают муфты сухие, применяемые в таких
местах, где нужно надежно
предохранить рабочие элементы муфты от попадания смазки, работающие в условиях обильной
сказки.
Принцип действия всех фрикционных муфт одинаков: вращение
от ведущего элемента муфты, жестко связанного с ведущим валом привода,
передается к ведомому элементу муфты, жестко связанному с ведомым валом
привода (или непосредственно с исполнительным органом механизма) за счет
трения, возникающего между рабочими поверхностями обеих частей муфты. В
конусных муфтах ведущие и ведомые элементы выполнены в виде конусов; в дисковых
муфтах—в виде дисков. В ленточных муфтах ведущим элементом является стальная лента, вращающаяся вместе с
ведущей шестерней привода, а ведомым цилиндрический барабан, охватываемый
этой лентой. В шинно-пневмокамерных муфтах ведущие элементы выполнены в виде
пневмокамерных шин, в которые поступает сжатый воздух.
По способу включения различают муфты с механическим,
гидравлическим, пневматическим и электрическим включением.
Муфты с механическим включением являются наиболее простыми
и. дешевыми. Однако усилие на органах управления ограничено (в среднем 300—350
Н), и поэтому передаваемый муфтой крутящий момент обычно не превышает 35 кН-см.
Органы управления таких муфт располагают в непосредственной близости от муфты,
так как управление на расстоянии приводит к значительным потерям на преодоление
сил трения в механизмах включения.
Муфты с гидравлическим включением обеспечивают
быстродействие и передачу наибольших крутящих моментов. Давление рабочей
жидкости в системе включения может достигать 3,5 МПа. Основным недостатком муфт
является наличие вспомогательного оборудования, что усложняет их обслуживание и
ремонт.
Все большее распространение получают муфты с пневматическим
включением, в которых в качестве рабочей среды используют сжатый воздух под
давлением до 1,5 МПа.
Фрикционные муфты с пневматическим включением передают
более высокие крутящие моменты, чем муфты с механической или электрической
системой, но уступают в этом отношении гидравлическим муфтам. Благодаря
использованию воздуха в качестве рабочей среды муфты с пневматическим
включением могут долгое время находиться во включенном состоянии, при этом не
возникает тепловых явлений, свойственных для муфт с электрическим включением.
Применение муфт с пневматическим включением позволяет обеспечить постоянство
нажимного усилия и соответственно стабильность коэффициента запаса сцепления
муфты в течение всего срока ее службы.
Недостатком фрикционных муфт с пневматическим включением
следует считать наличие вспомогательного оборудования (компрессора,
клапанного механизма, трубопроводов), что усложняет обслуживание и ремонт
муфты.
Фрикционная муфта с электромагнитным включением. Она включается
электромагнитом, а выключается разжимными пружинами. Обмотка электромагнита в
таких муфтах вращается вместе с ее ведущими и ведомыми
элементами или неподвижна. Электромагнитные муфты используют в тех случаях,
когда необходимо обеспечить минимальное
относительное скольжение ведущих и ведомых элементов
Гидравлика
|