Строительство -
один из наиболее заметных признаков существования жизни на Земле. Убежища, гнезда, логова для себя и
своего потомства строят насекомые, птицы,
рыбы, рептилии, млекопитающие. Для
человека строительство - одно из естественных проявлений его жизнедеятельности. Местом первых игр для
любого малыша становится песочница, а игрушками - формочки, совочки и
лопатки. На всем протяжении культурного
развития человечества, в бесчисленном
множестве цивилизаций, сменявших друг друга на Земле, строительство
рассматривалось как наиболее естественный способ
заявить о себе, оставить в веках память о своем обществе и о себе лично. И не
случайно легендарные чудеса света (пирамида Хеопса, сады Семирамиды, дворец Соломона, колосс Родосский, Парфенон,
гробница Мавсолия и др.) являются инженерными сооружениями, созданными руками строителей.
Поэтому справедливо считать историю человечества историей развития
строительных технологий и приспособлений, а их совершенство - одним из
показателей уровня технического развития человеческой цивилизации. И в
древности, и в наши дни строительство велось с помощью технических устройств,
иногда просто облегчающих и
ускоряющих работу, а иногда делающих ее в принципе возможной. Обычный
полиспаст Архимеда можно использовать и для
уменьшения числа грузчиков, и для подъема многотонных блоков, с которыми не
справятся сотни людей. И, конечно, человек всегда стремился максимально облегчить и ускорить свою работу, перекладывая наиболее тяжелую и неприятную ее
часть на «плечи» все более и более
совершенствуемых им механизмов
Машины
для сооружения асфальтобетонных покрытий. Более половины
мировой сети автомобильных дорог имеют асфальтобетонное покрытие. К его
преимуществам относятся хорошие сцепные качества, износо- и
морозоустойчивость, малошумность, бес-пыльность, удобство
содержания и ремонта.
Прочность
асфальтобетонного покрытия, уложенного с соблюдением
технологических норм и правил, вполне обеспечивает его длительную эксплуатацию
при нагрузках, создаваемых современными транспортными
потоками. Для устройства асфальтобетонного покрытия используют:
асфальтоукладчики - самоходные машины, равномерно
распределяющие и уплотняющие смесь по всей ширине укладки; асфальтовые
катки - уплотняющие асфальтобетон для придания ему
необходимой прочности и долговечности.
Машины
для содержания дорог. Технология ухода за дорожным покрытием
в летнее время предусматривает регулярную очистку проезжей
части, лотков и обочин от пыли, наносов, грязи и посторонних
предметов, увлажнение покрытия для пылеподавления и снижения
температуры покрытия в жаркие дни, и мойку покрытия для
очистки от пыли и грязи, снижающих его сцепные свойства. Для
выполнения этих работ в крупных городах используются по-ливомоечные
и подметальные машины.
Машины и
оборудование для ремонта дорожных покрытий. Асфальтобетонные и
цементобетонные покрытия подвергаются в ходе эксплуатации различным видам износа. К
их числу относятся истирание покрытия под
абразивным действием пневмоколес, растрескивание
при сезонных колебаниях температуры с последующим разрушением краев трещин, выкрашивание слабых или поврежденных участков и т. д.
Асфальтобетонные
покрытия могут деформироваться при высокой окружающей температуре или под
действием вертикальных и горизонтальных
нагрузок, образуя на проезжей части колеи и волны (продольные и поперечные неровности).
Цементобетонные
покрытия, наоборот, более чувствительны к отрицательным
температурам, при которых ускоренно разрушается их поверхностный слой.
Технология
ремонта твердых дорожных покрытий предусматривает в
зависимости от вида и степени износа срезку верхнего изношенного слоя
покрытия, разделку трещин, вырубку выкрошенных участков покрытия вместе с
подстилающим слоем. Для этого могут
использоваться большие и малые дорожные фрезы, нарезчики швов
и отбойные молотки. Восстановление покрытия за счет добавления свежей смеси осуществляется обычными
бетоно- и асфальтоукладчиками .
В
последние годы при ямочном ремонте асфальтобетонных покрытий
все чаще применяются жидкие асфальтобетонные смеси, приготовленные
на основе специальных битумов. Благодаря повышенной пластичности они хорошо
заполняют все пустоты, не требуют выравнивания и уплотнения и
затвердевают уже через несколько часов после укладки.
Для
применения таких смесей используют дорожные ремонтеры,
оборудование которых устанавливается на шасси грузового автомобиля
и состоит из теплоизолированной обогреваемой емкости
для хранения смеси, встроенной в емкость мешалки, предотвращающей расслаивание
смеси при перевозке, и распределительного
устройства, обеспечивающего подачу и укладку смеси.
Для
восстановления асфальтобетонного покрытия на протяженных участках
применяют машины типа «ресайклер», суть работы которых состоит в разогреве, удалении и измельчении изношенного
слоя покрытия, смешивании его со свежим асфальтобетоном и укладке полученного материала на ремонтируемую
поверхность с последующим уплотнением.
Любой ремонт любого дорожного катка отечественного производства
|