Катки дорожные применяют в железнодорожном, автодорожном, городском, промышленном, гидротехническом, аэродромном, городском строительстве. Их основное назначение — уплотнение бетонных или асфальтовых покрытий. Существует два основных вида катков — статические и вибрационные. Назначение первых — уплотнять связной грунт, в результате чего дорожные покрытия приобретают идеально ровную поверхность. Вторые создают вибрацию мощностью до 3 баллов по шкале Рихтера и отлично подходят для ремонта асфальтового покрытия и уплотнения траншей. По способу перемещения делятся на прицепные и самоходные.
Надёжная дорожная техника необходима при строительстве дорог и последующем их качественном ремонте. В комплексе дорожных ремонтных машин каток дорожный является одним из основных элементов. От правильно выбранной модели напрямую зависят процессы укладки асфальта, поэтому очень важно выбрать именно ту, которая подойдёт в решении конкретной задачи. Например, для укладки асфальта на тротуарах, дорогах и во дворах подойдёт простой самоходный каток, а для послойного уплотнения крупнообломочных, песчаных и несвязных грунтов необходима тяжелая модель с гладким вибровальцем. Вальцы имеют большую массу, в результате чего происходит утрамбовка рабочей поверхности. Они бывают двух видов: ведущие, к которым от двигателя подаётся крутящий момент, и, являющиеся направляющими ведомые вальцы.
Вальцы дорожных катков бывают 4-х видов: кулачковые, гладкие, пневмоколесные и решетчатые. Вальцы кулачковые покрыты небольшими выступами и применяются при работе с рыхлым грунтом. Гладкие используют в основном при асфальтоукладочных работах, когда важно получить ровную поверхность. Пневмоколесные вальцы представляют собой набор разделённых промежутками колес. Решетчатые применяют при утрамбовке различных типов грунта. Благодаря покрытой решеткой поверхности вальца, происходит дробление крупных комков грунта, и в итоге уплотняемость поверхности увеличивается. Каток дорожный может быть одно- двух- и трёхвальцовым.
Масса дорожных катков — от одной до шестнадцати тонн. Они способны развивать скорость до 5 км/час, но при выполнении работ, как правило скорость не превышает 3 км/час.
На дорогах России большинство катков дорожных отечественного производства. Стоят они гораздо меньше импортных, но при этом нетребовательны к маслам и топливу, подлежат ремонту. Надёжность и простота конструкций делают дорожные катки незаменимыми в строительстве дорог и обслуживании дорожных покрытий.
|